2016-12-22

Конгрессный туризм в Петербурге

Конгрессный туризм (MICE tourism – meetings, incentives, conferences, events) генерирует основной поток бизнес-прибытий в крупнейших европейских городах. Берлин, Лондон, Париж и Милан – яркое тому подтверждение.

Замахнулись на десятку

По планам администрации Петербурга, к 2020 году город должен войти в топ-10 ведущих деловых европейских центров и в двадцатку мировых. Пока же в рейтинге международной ассоциации конгрессов и конференций ICCA по объему конгрессного рынка он занимает 46-е место в Европе и 85-е в мире.

Анна Панова, эксперт по гостиничной недвижимости Rusland SP, отмечает, что ICCA проводит мониторинг прошедших мероприятий и, согласно ее данным, в 2015 году наибольшее количество мероприятий состоялось в Берлине (195), Париже (186), Барселоне и Вене (180 и 178 соответственно). По странам самое большое количество мероприятий проходит в США (926), Германии (667) и Великобритании (582).

«Для реализации поставленной администрацией города задачи есть все возможности. Его особенная локация – близость к границе с Евросоюзом, состояние коммерческой, транспортной инфраструктуры – способствует развитию бизнес-туризма. Кроме современного аэропорта Пулково, который способен обслуживать 15-18 млн пассажиров в год, в Петербурге развито паромное сообщение со странами Балтии, автомобильное – строительство скоростных автострад, реконструкция основных транспортных магистралей, что повышает качество и эффективность транспортной системы города и области», – перечисляет плюсы города Роман Шиман.

Деловой тормоз

Основным стоп-фактором, считает господин Шиман, для развития бизнес-туризма служит нестабильность экономики и не слишком хороший инвестиционный климат.

Для многих желающих посетить Петербург сотрудников компаний важной проблемой становится визовый режим. Так, если турист, прибывший на пароме, может 72 часа находиться в стране без визы, то безвизовое прибытие на самолете на 72 часа невозможно. Хотя в целом этого времени достаточно для посещения делового мероприятия.

В 2016 году количество бизнес-туристов, посещающих Санкт-Петербург, существенно не изменилось и осталось на уровне 500-600 тыс. человек. Средний срок проживания их в петербургских отелях составляет три-четыре дня.

В целом инфраструктура для развития конгрессного туризма в Петербурге достаточно развита: в Петербурге насчитывается 50-60 функционирующих конференц-центров разного формата и оснащенности и в том числе, с видеосвязью. «Рынок конгрессных центров имеет небольшой потенциал роста – для Санкт-Петербурга необходимо еще 5-10 центров современного формата. Стоимость аренды качественного зала в 100 кв. м обычно составляет 1,5 тыс. рублей в час. Для города привлекателен подобный вид туризма, так как такие туристы обладают более высоким платежеспособным спросом», – полагает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «Финам». По его оценкам, рынок конгрессного туризма растет ежегодно примерно на 5%.

Разровнять спрос

Развитие MICE-сегмента является важным инструментом, который может существенно повысить общий уровень загрузки отелей города и выровнять его сезонность, увеличить поступления в бюджет. Основными требованиями для привлечения масштабных мероприятий являются наличие конгрессно-выставочного комплекса, отвечающего международным требованиям, и привлекательность города для туристов.

Эксперты при этом указывают на то, что, помимо инфраструктуры для развития конгрессно-выставочного туризма, в городе необходимо развивать и другие точки, которые были бы интересны деловым туристам в свободное от конгрессов время. Интересно, что для этого сегмента туризма в Петербурге прекрасно подходят зима и осень.

Участники рынка сходятся во мнении, что за последние два года город ощутил на себе серьезный приток иностранных посетителей, в первую очередь в связи с ослаблением национальной валюты. Низкие цены при неожиданно высоком для гостей уровне сервиса, а также упрощение визового режима с некоторыми странами и специальные программы для гостей с Ближнего и Дальнего Востока оказали положительное влияние на объем турпотока.

Петербургские отели увеличили стоимость номеров в среднем на 26% за последний год, повысив свой показатель EBITDA (у современных крупных гостиниц рост этого показателя составил 15-20%). При этом по результатам первого полугодия 2016 года средний показатель загрузки петербургских отелей достиг 67%, что на три процентных пункта больше, чем в прошлом году.

Китайцы и футбол

Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент», с коллегой согласна: «Петербургская зима вообще не заявлена в медийном пространстве как основа для туристического продукта. Трудно даже припомнить специальные мероприятия по продвижению наших зимних месяцев. Такое чувство, что город существует только в период белых ночей и исчезает в остальное время года. Здесь есть над чем поработать, тем более что наше классическое искусство, театральные сезоны зимой как раз в разгаре. Но вся фестивальная активность, в том числе по классическим видам искусства, смещена на лето. В Петербурге вполне мог быть представлен зимой событийный или деловой туризм. Можно было бы пропагандировать зимнюю рыбалку, катание на льду Финского залива, найти сопутствующие «фишки», которые привлекли бы в город дополнительные туристические потоки».

Примечательно, что с увеличением числа китайских туристов некоторые магазины начали дублировать вывески на китайском языке, например, в Гостином Дворе, на Невском проспекте. В магазины высокого ценового сегмента стали нанимать продавцов со знанием китайского языка. Ритейлеры начали думать о «китаизации».